" Спасибо / Извините "

Рассказать в:

КНОПКА «СПАСИБО / ИЗВИНИТЕ» ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ

Водители, как и многие другие существа, для общения часто пользуются своеобразной сигнальной мимикой. У тетерева, - это хвост, у камбалы - плавники, а у водителя - фары. Чтобы предупредить коллегу о том что на дороге дежурит «злой гаишник» или попро­сить пропустить, пользуются главным све­том. У большинства машин чтобы мигнуть фарами достаточно кратковременно потянуть на себя подрулевой рычажок. Это удобно и практически никак не отвлекает от управ­ления. Но, вот, благодарят или извиняются водители включая на несколько секунд ава­рийную сигнализацию (это когда мигают одновременно все «повороты»). В большом городе пользоваться «аварийкой» («прости­те», «спасибо») приходится довольно часто, а вот место положения данной полезной кнопки зачастую выбрано не удобно. Например, в машине «ВАЗ-2110» эта кнопка расположена на консоли возле часов или компьютера, её не всегда с первого взгляда удается найти. Аналогично и на многих иномарках. Нужно отвлекаться от управ­ления, искать её глазами, к тому же требу­ется два действия, - раз нажать чтобы её включить и еще раз чтобы её выключить. Не удивительно, - ведь она не предназначена для активного использования во время дви­жения.

По моему мнению, в машине должна быть кнопка, которая при одном нажатии давала бы два-три мигания «поворотов» и только, она должна быть расположена в легко доступном месте, не требующим отвлечения от управления машиной. Естественно, что это только как дополнение к основной систе­ме аварийной сигнализации.

Кнопку «спасибо/извините» можно размес­тить на козырьке приборной панели, на рычажке «поворотов» или в другом очень легко доступном месте. А в «десятке» на мой взгляд самое удобное для неё место, - это пустая заглушка слева над клавишей вклю­чения главного света. Заглушку можно снять и просверлив ней небольшое отверстие поставить туда красную кнопочку тумблер­ного типа или «домофонную».

   Заниматься доработкой штатной системы сигнализации я не стал, а сделал самостоя­тельное устройство, включающее при помо­щи двух реле все сигналы поворота.

Работает просто. В удобном и доступном месте установлена кнопка. Раз нажал, и поехал дальше. Схема сама мигнет сколько надо и выключится.

" Спасибо / Извините "

  Схема состоит из одновибратора и мульти­вибратора. Оба - на одной микросхеме типа К561ЛА7. Мультивибратор сделан на её элементах d1.3 и d1.4. От его частоты зависит быстрота мигания ламп. Импульсы с выхода этого мультивибратора поступают на ключ на транзисторе vt1, а в его коллектор­ной цепи включено два реле К1 и К2. Контакты этого реле подключены так, что при подаче тока на их обмотки они подают ток на лампы левого и правого сигналов поворотов. Ток через обмотки прерывается, поэтому и лампы мигают.

  Число миганий зависит от того сколько времени после нажатия кнопки работает мультивибратор, ну и, конечно, от частоты мигания. Этим заведует одновибратор на элементах d1.1 и d1.2. Пока кнопка s1 не нажата на выходе элемента d1.1 присутству­ет логический ноль. Этот ноль держит мультивибратор, и на его выходе есть тоже ноль, транзистор закрыт, реле выключены.

   При нажатии кнопки s1 на выводе 2 d1.1 появляется логический ноль, который запус-кает одновибратор. На выходе d1.1 форми­руется одиночный положительный импульс, длительность которого зависит от параметров цепи c2-r2-r3. В течение его действия мультивибратор d1.3-d1.4 работает и гене­рирует импульсы, поступающие на ключ vt1, а реле мигает сигналами поворота.

   На схеме показана часть схемы автомобиля в части управления сигналами поворота. Показано штатное реле, лампы и подрулевой переклю­чатель. По питанию дополнительная схема подключается практически к контактам 49 и 31 этого реле. А контакты реле К1 и К2 подклю­чаются к контактам подрулевого переключа­теля. В общем, учитывая расположение всего перечисленного в левой части салона автомо­биля, то можно дополнительную схему располо­жить прямо на монтажном блоке, который открывается крышкой слева от руля, снизу (имеется в виде машина ВАЗ-2110 до 2006 года выпуска). Либо внутри приборной панели за той же крышкой (там очень много места и есть куда прикрутить лишний кронштейн). Саму кнопку нужно вывести в более доступное место, как уже сказал, мне кажется более удобным на заглушку выше клавиши главного света.

   Реле К1 и К2 типа bs-115-1c с обмотками на 5v. Так как номинальное напряжение питания 12-13v, то обмотки реле включены последова­тельно (10v), а оставшиеся 2-3v компенсиро­ваны резистором r8. Можно использовать реле с обмотками на 6v, тогда резистор r8 не нужен

Или взять реле с обмотками на 12v, - в таком случае включить их параллельно.

Микросхему К561ЛА7 можно заменить зару­бежным аналогом. Использовать К176ЛА7 не желательно из-за меньшей надежности.

Кнопка должна быть замыкающей, без фиксации замкнутого состояния.

Монтаж выполнен на печатной макетной плате размерами 60x70 мм. На этой плате располо­жены все детали кроме кнопки. Крепление в машине - кронштейном за край платы.

Налаживание заключается в установки продолжительности сигнала и частоты мигания. Делать это нужно уже на машине, чтобы видеть как это будет выглядеть, поэтому, резисторы r3 и r5 подстроечные. Сначала, удерживая нажатой кнопку, резистором r5 установите желаемую частоту мигания ламп, желательно почти такую же как при включенной «аварийке». Затем, отпустите кнопку и подождав не менее 10 секунд нажмите её и отпустите. Делая так несколько раз подстройте резистор r3 так, чтобы после каждого нажатия-отпускания кнопки было три мигания. Если хотите больше или меньше, - сделайте больше или меньше.

Аналогичное устройство можно установить в практически любой другой автомобиль.

Щеглин А. А.


Раздел: [Управление поворотниками]

Сохрани статью в:

Оставь свой комментарий или вопрос:


Наше сообщество в VK, а ты с нами? Присоединяйся!!!
Тясячи схем в категориях:
-> Прочее
-> Измерительная техника
-> Приборы
-> Схемыэлектрооборудования
-> Источники питания (прочие полезные конструкции)
-> Теоретические материалы
-> Справочные материалы
-> Устройства на микроконтроллерах
-> Зарядные устройства (для батареек)
-> Зарядные устройства (для авто)
-> Преобразователи напряжения (инверторы)
-> Все для кулера (Вентилятора)
-> Радиомикрофоны, жучки
-> Металоискатели
-> Регуляторы мощности
-> Охрана (Сигнализация)
-> Управление освещением
-> Таймеры (влажность, давление)
-> Трансиверы и радиостанции
-> Конструкции для дома
-> Конструкции простой сложности
-> Конкурс на лучшую конструкцию на микроконтроллерах
-> Конструкции средней сложности
-> Стабилизаторы
-> Усилители мощности низкой частоты (на транзисторах)
-> Блоки питания (импульсные)
-> Усилители мощности высокой частоты
-> Приспособления для пайки и конструирования плат
-> Термометры
-> Борт. сеть
-> Измерительные приборы (тахометр, вольтметр итд)
-> Железо
-> Паяльники ипаяльные станции
-> Радиопередатчики
-> Вспомогательные устройства
-> Телевизионная техника
-> Регуляторы тембра, громкости
-> Блоки питания (лабораторные)
-> Усилители мощности низкой частоты (на микросхемах)
-> Другие устройства для усилителей
-> Cветовое оформление новогодней ёлки или праздничного зала
-> Глушилки
-> Телефонные жуки
-> Инфракрасная техника
-> Медицинская техника
-> Телефония
-> Для животного мира
-> Конструируем усилители
-> Антенны и усилители к ним
-> Звонки
-> Электронные игрушки
-> Усилители мощности низкой частоты (ламповые)
-> Управление двигателями (питание от однофазной сети)
-> Программаторы микроконтроллеров
-> Сверлилки
-> Изучаем микроконтроллеры
-> Радиоприемники
-> Сигнализации
-> Сотовая связь
-> USB-устройства
-> Блоки питания (трансформаторные)
-> Радиостанции простые в изготовлении
-> Источники питания (для усилителей)
-> Прочеее
-> защита от короткого замыкания (электронные предохранители)
-> Зарядные устройства (для радиостанций)
-> Мигалки
-> Cварочное оборудование
-> Кодовые электронные замки
-> Блоки питания (бестрансформаторные)
-> Часы
-> Управление поворотниками
-> Зажигание
-> Управление водой (насосы для скважин или колодцев, полив растений)
-> Моделирование
-> Блоки управления стеклоочистителями
-> Предварительные усилители
-> Защита от перегрузки и перегрева
-> Динамики
-> Ремонт бытовой техники
-> Дистанционное управление компьютером
-> Акустические микрофоны и преобразователи
-> Спутниковое ТВ
-> Gsm антенны, примочки, усилители, ретрансляторы.
-> Пищалки
-> Роботы
-> Ретрансляторы
-> Паяльники и паяльные станции
-> Звуковые сигнализаторы
-> Рули и джойстики
-> Схемы электрооборудования
-> Все для "кулера" (Вентилятора)
-> Работа с BGA микросхемами
-> Фильтры
-> Сабвуферы
Рейтинг@Mail.ru