РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ “ЗАПОРОЖЕЦ”

Рассказать в:

Электроника

Предлагаемый регулятор напряжения предназначен для установки его в автомобилях марки “Запорожец”, взамен пружинного РР-310В. Регулятор может быть установлен также на автомобилях других моделей.

РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ “ЗАПОРОЖЕЦ”

В автомобилях основными источниками энергии являются аккумуляторная батарея и генератор. Генератор работает при включенном двигателе, он подзаряжает аккумуляторную батарею и определяет в целом напряжение в бортовой сети автомобиля. При различных оборотах двигателя напряжение в бортовой сети автомобиля будет изменяться, так как генератор с повышением оборотов будет развивать большую мощность и напряжение на нем будет увеличиваться. Для того чтобы напряжение в бортовой сети автомобиля не стало больше допустимого, предусмотрен регулятор напряжения (РН). РН ограничивает подачу тока в обмотку статора генератора, когда напряжение в бортовой сети превысит заданное.

  • В автомобилях типа ЗАЗ установлен пружинный двухпозиционный РН типа РР310-В. При замкнутых контактах реле этого регулятора генератор работает в полную мощность, при разомкнутых ток в обмотку статора генератора идет через ограничительный резистор, что ведет к уменьшению напряжения, вырабатываемого генератором.
    Порог срабатывания в РР310-В регулируется изменением натяжения специальной пружины. В процессе эксплуатации натяжение пружины может изменяться и срабатывание РН при напряжении в бортовой сети менее 11 В будет приводить к разрядке аккумуляторной батареи. Срабатывание РН при напряжении выше допустимого будет приводить к повышенному износу ламп и другого электрооборудования. Кроме неудобств настройки к недостаткам регулятора РР310-В следует отнести значительное потребление энергии обмоткой реле.
  • Вниманию владельцев “Запорожцев” предлагается электронный регулятор напряжения (рис. 1), лишенный указанных недостатков. Разместить его можно в корпусе от РР310-В. Он достаточно прост и экономичен. Проверен и эксплуатировался на автомобиле ЗАЗ-968 М.

    РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ “ЗАПОРОЖЕЦ”

    Принцип действия регулятора. При напряжении, определяемом резистором R2, в бортовой сети, меньше заданного, стабилитрон VD1 заперт, следовательно, также заперт и транзистор VT1. При этом на базе транзистора VT2 напряжение относительно эмиттера отрицательно и VT2 будет открыт, так же как и транзистор VT3. Ток в обмотку статора в этом случае течет напрямую через VT3. В результате этого напряжение в бортовой сети автомобиля возрастает. При больших оборотах двигателя напряжение в бортовой сети автомобиля может превысить заданное.Тогда открывается транзистор VT1, что приводит к закрытию транзистора VT3. При этом ток в обмотку статора течет через резистор R3, его сопротивление снижается и уменьшает напряжение в бортовой сети автомобиля. Светодиод указывает на работоспособность регулятора и помогает устанавливать нужное напряжение. Он горит при открытом транзисторе VT3 и не горит при закрытом. Резистор R2 градуируют по напряжению срабатывания от 11 до 15,5 В. Для этого между корпусом и выводом “и” включают резистор 100 Ом мощностью 2 Вт.

    Обозначение выводов РН (см. рис. 1) соответствует обозначению выводов промышленного регулятора РР310-В на принципиальной схеме электрооборудования для автомобилей типа ЗАЗ. Так “+U” — напряжение питания, подаваемое после включения зажигания, “Ш” — вывод, идущий на обмотку статора генератора, “М” — к массе автомобиля.

    РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ “ЗАПОРОЖЕЦ”

    Монтажная схема регулятора показана на рис. 2. Транзистор VT3 снабжен радиатором, который состоит из трех дюралевых пластин толщиной 2, шириной 50 и высотой 35 мм. Пластины соединяются между собой винтами МЗ в двух местах, между пластинами располагаются дюралевые шайбы толщиной 2...3 мм. Транзистор крепится к средней пластине, которая загнута снизу для удобства крепления радиатора к плате винтами М3 через специальные отверстия на плате. После отладки регулятор вставляют в корпус от стандартного регулятора РР310-В. Резистор R2 и светодиод выводятся на лицевую сторону корпуса.

    РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ “ЗАПОРОЖЕЦ”

    В схеме применены конденсаторы С1 и С2 типа КМ6, резисторы типа МЛТ. Вместо стабилизатора Д818Е можно использовать Д818Б, Д818В. В качестве транзистора VT1 можно использовать КТ203А. КТ203Б. Вместо транзистора КТ814Г подойдут транзисторы с другими буквенными индексами, а также транзисторы типа КТ816.

    Чтобы убедиться в работоспособности РН после установки его на автомобиль, нужно поворачивать ручку переменного резистора R2. При этом светодиод будет показывать переключение РН в момент перехода лимба резистора через отметку, соответствующую напряжению в бортовой сети автомобиля. После этого резистор R2 устанавливают на напряжение, которое следует поддерживать (обычно 14,2...15,0 В).

    С. Налимов
    ВРЛ, вып.112



    Раздел: [Схемыэлектрооборудования]

    Сохрани статью в:

    Оставь свой комментарий или вопрос:


    Наше сообщество в VK, а ты с нами? Присоединяйся!!!
    Тясячи схем в категориях:
    -> Прочее
    -> Измерительная техника
    -> Приборы
    -> Схемыэлектрооборудования
    -> Источники питания (прочие полезные конструкции)
    -> Теоретические материалы
    -> Справочные материалы
    -> Устройства на микроконтроллерах
    -> Зарядные устройства (для батареек)
    -> Зарядные устройства (для авто)
    -> Преобразователи напряжения (инверторы)
    -> Все для кулера (Вентилятора)
    -> Радиомикрофоны, жучки
    -> Металоискатели
    -> Регуляторы мощности
    -> Охрана (Сигнализация)
    -> Управление освещением
    -> Таймеры (влажность, давление)
    -> Трансиверы и радиостанции
    -> Конструкции для дома
    -> Конструкции простой сложности
    -> Конкурс на лучшую конструкцию на микроконтроллерах
    -> Конструкции средней сложности
    -> Стабилизаторы
    -> Усилители мощности низкой частоты (на транзисторах)
    -> Блоки питания (импульсные)
    -> Усилители мощности высокой частоты
    -> Приспособления для пайки и конструирования плат
    -> Термометры
    -> Борт. сеть
    -> Измерительные приборы (тахометр, вольтметр итд)
    -> Железо
    -> Паяльники ипаяльные станции
    -> Радиопередатчики
    -> Вспомогательные устройства
    -> Телевизионная техника
    -> Регуляторы тембра, громкости
    -> Блоки питания (лабораторные)
    -> Усилители мощности низкой частоты (на микросхемах)
    -> Другие устройства для усилителей
    -> Cветовое оформление новогодней ёлки или праздничного зала
    -> Глушилки
    -> Телефонные жуки
    -> Инфракрасная техника
    -> Медицинская техника
    -> Телефония
    -> Для животного мира
    -> Конструируем усилители
    -> Антенны и усилители к ним
    -> Звонки
    -> Электронные игрушки
    -> Усилители мощности низкой частоты (ламповые)
    -> Управление двигателями (питание от однофазной сети)
    -> Программаторы микроконтроллеров
    -> Сверлилки
    -> Изучаем микроконтроллеры
    -> Радиоприемники
    -> Сигнализации
    -> Сотовая связь
    -> USB-устройства
    -> Блоки питания (трансформаторные)
    -> Радиостанции простые в изготовлении
    -> Источники питания (для усилителей)
    -> Прочеее
    -> защита от короткого замыкания (электронные предохранители)
    -> Зарядные устройства (для радиостанций)
    -> Мигалки
    -> Cварочное оборудование
    -> Кодовые электронные замки
    -> Блоки питания (бестрансформаторные)
    -> Часы
    -> Управление поворотниками
    -> Зажигание
    -> Управление водой (насосы для скважин или колодцев, полив растений)
    -> Моделирование
    -> Блоки управления стеклоочистителями
    -> Предварительные усилители
    -> Защита от перегрузки и перегрева
    -> Динамики
    -> Ремонт бытовой техники
    -> Дистанционное управление компьютером
    -> Акустические микрофоны и преобразователи
    -> Спутниковое ТВ
    -> Gsm антенны, примочки, усилители, ретрансляторы.
    -> Пищалки
    -> Роботы
    -> Ретрансляторы
    -> Паяльники и паяльные станции
    -> Звуковые сигнализаторы
    -> Рули и джойстики
    -> Схемы электрооборудования
    -> Все для "кулера" (Вентилятора)
    -> Работа с BGA микросхемами
    -> Фильтры
    -> Сабвуферы
    Рейтинг@Mail.ru